Содержание
Как научить ребенка говорить? Этим подчас озабочены многие родители, когда малыш больше молчит, а речь его невнятна и скудна.
Все ли в порядке? Этот вопрос можно задавать чуть ли не с рождения, потому что даже крик — это уже подготовка к активному развитию речи и тренировка артикуляционного аппарата.
Не надо стремиться быстро научить ребенка говорить, а тем более, стараться заставить это делать. Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален и овладение навыками речи у каждого происходит по-своему.
Чтобы тревоги и сомнения лишний раз не одолевали любящих мам и пап, давайте познакомимся с тем, как развивается речь у детей и какие существуют нормы речевого развития для дошкольного возрастного периода.
Как дети учатся говорить
Взаимодействие с окружающим миром начинается у ребенка с самого рождения. Через органы чувственного восприятия он знакомится со всем, что происходит вокруг; получает извне информацию, цель которой — со временем побудить ребенка говорить. Видеть, слышать, ощущать сначала, а затем, взрослея, облекать чувства в слова.
Что умеет делать ребенок в разные периоды своей жизни до школьного возраста, наглядно видно из таблицы:
Сначала маленький человек криком заявляет о себе: “Я есть!” Спустя некоторое время гулением, спонтанным или в ответ на положительную эмоцию со стороны, он нараспев произносит различные вариации звуков, настраивая как музыкант свой инструмент.
Чуть позже начинает лепетать, повторяя простые в произношении слоги. А дальше, подрастая, слоги складывает в слова, слова — во фразы, фразы — в предложения.
И вот уже настроенный музыкальный инструмент исполняет мелодию правильной речи с четко произносимыми сложными словами и грамотно построенными предложениями. 🙂
Как научить ребенка разговаривать
Научить маленького ребенка разговаривать помогут следующие действия:
- эмоционально-речевое общение;
- развитие крупной и мелкой моторики;
- артикуляционная гимнастика;
- общение с природой.
Эмоционально-речевое общение
Чтобы правильно учить ребенка говорить, с ним нужно много общаться.
Чтобы научить его говорить до года, в 7, 8, 11 месяцев, повторяйте за ним звуки, обеспечьте зрительный контакт, чтобы была видна ваша мимика во время произношения; проговаривайте слоги с разной интонацией, показывайте к кому или к чему они относятся. В этом возрасте малыш реагирует на свое имя, узнает голоса близких людей, прислушивается к их речи, наблюдает за артикуляцией, подражает интонации и пытается повторять отдельные доступные ему слова.
Чтобы научить ребенка говорить в 1 год, 1,5, 2 и 3 года, когда происходит активное накопление словарного запаса, большое значение приобретает книга. Мы учим ребенка говорить, когда читаем малышу стишки, потешки, сказки. И чтобы этот процесс был не просто скучным монотонным чтением, рассматривайте картинки, задавайте вопросы, включайте эмоции:
- “Посмотри, волк спрятался за деревом и облизывается, глядя на зайчика! Как он облизывается? Да, точно.”
- “А зайчик убегает? Как скачет зайчик-попрыгайчик? Все, убежал от волка.”
- “Елочка в лесу какая нарядная, в белом платьице.”
- “А вот детишки хоровод водят вокруг елочки и песни поют. Давай придумаем, какую песенку они поют.”
Не сомневайтесь, вашему ребенку так понравятся эти увлекательные чтения, что при каждом удобном случае он будет класть вам в руки книгу, которую выберет сам. А вы постарайтесь, чтобы у него была такая возможность.
Ну, а если книга станет другом, то вопрос “Как учить ребенка говорить?” в большей степени потеряет для вас свою актуальность.
Развитие крупной и мелкой моторики
Чтобы стимулировать ребенка начать рано говорить и помочь ему в этом, кроме эмоционально-речевого общения со взрослыми, необходимо уделять внимание развитию мелкой и крупной моторики.
Годовалый ребенок с удовольствием поиграет в “Ладушки” и “Сороку-ворону”.
Как разговорить ребенка в 2 года? Внимание двухлетнего малыша привлекут яркие пирамидки, замысловатые застежки и шнуровки, поиски затерянных сокровищ в море макарон. 🙂
Как разговорить ребенка в 3 года?
А с 3 летним ребенком собирайте пазлы, колдуйте над шкатулкой с драгоценностями в виде бусинок, сувениров, крошечных фигурок от киндер — сюрпризов, делайте поделки из шишек и желудей.
Важным моментом в тренировке крупной моторики ног, рук, тела и мелкой моторики пальцев является то, что эффективна она будет до тех пор, пока не станет навыком. Если ребенок уже “на автомате” собирает пирамидку, то пользы для речевого развития в этом уже нет. Пополняйте арсенал пальчиковых игр, развивающих занятий, гимнастических комплексов новыми видами и элементами.
Для развития крупной моторики, чтобы ребенок начал говорить, попробуйте вместе выполнить упражнение по преодолению полосы препятствий. Сначала надо пробежать по дорожке, потом проползти по тоннелю, затем перепрыгнуть с кочки на кочку. Начинать по сигналу и под музыку!
Чтобы научить малыша говорить, пальчиковую гимнастику делайте под любимый ритмичный стишок. Выполнение определенных действий под счет, как и роль сигнала в описанном ранее упражнении, тоже дает больший эффект.
И не забывайте про регулярность. Этот момент очень важен!
Артикуляционная гимнастика
Чтобы научить ребенка говорить правильно и четко, без речевой гимнастики не обойтись. Она помогает быть активными всем частям артикуляционного аппарата. Неважно, годик ли вашему ребенку или полтора, учите ли вы говорить малыша в два или три года, поупражняться щечкам, язычку всегда полезно, а главное — весело, потому что это игра.
Артикуляционную гимнастику желательно выполнять перед зеркалом. Ни к чему перетруждаться. А чтобы добавить энтузиазма, можно заниматься по сделанным своими руками цветным картинкам.
Общение с природой
Современный ритм жизни, особенно в городах, новейшие информационные технологии заставляют человека много думать, анализировать, жить в напряжении. Подчас нет времени, а то и желания оторваться от монитора, отложить в сторону девайсы и гаджеты. Как никогда актуальным и жизненно необходимым стало пребывание на природе, где можно отрешиться от городской суеты, прислушаться к своим чувствам. На природе оживает наше эмоциональное правое полушарие.
Эмоциональная и мыслительная сферы психики тесно связаны. А речь — это основное средство мышления. Отклонения в развитии, нарушения одной составляющей влекут за собой изменения в другой.
Используйте каждую возможность побывать с ребенком в лесопарковой зоне, сквере, лесу. Рассказывайте ему сказки в действующих лицах.
Разговаривайте вместе с ним с деревьями: “Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!” Наблюдайте за тем, как трудяги-муравьи тащат строительный материал для своего многоквартирного дома.
Послушайте, как стучит дятел по дереву, извлекая из коры вредоносных жучков, тем самым помогая и спасая от болезни старую сосну.
Запрокиньте голову и посмотрите вместе, как качаются в унисон верхушки деревьев на фоне голубого неба и бегущих по нему пушистых облаков.
Так с детства придет умение слышать. Себя, другого, реагировать на это душевным теплом.
По мере взросление это умение поможет научиться сначала думать, а потом говорить. Тонко чувствующий человек не болтлив, он деликатен.
Научить ребенка говорить первые слова или разговаривать предложениями будет несложно, если в первую очередь заботиться о богатстве его внутреннего мира.
Заключение
Таким образом, научить ребенка разговаривать в 2, 3, 4 года, а также в более раннем возрасте можно, если с ним много общаться, заниматься развитием крупной и мелкой моторики, выполнять артикуляционную гимнастику и почаще бывать на природе.
Но самое главное, не упустите момент, чтобы научить его чувствовать. Краски жизни, чужую боль, себя самого.
А разговаривать он обязательно научится!