Постановка звука “Т” — наша сегодняшняя тема. Если эта проблема актуальна для вас и вашего малыша… Если ваш ребенок вместо слова “футбол” говорит “фукбол”.
А еще, если:
- переставляет согласные (таблетка — таблекта),
- теряет “Т” (птичка — пьичка),
- заменяет (дети — деци).
Тогда читайте нашу статью. В ней мы расскажем о том, как поставить звук “Т” у ребенка, как закрепить его произношение в повседневной речи.
Правильная артикуляция звука “Т”
Чтобы отчетливо произнести “Т”, надо:
- слегка разомкнуть губы и зубы;
- языком упереться в передние верхние резцы;
- поднять мягкое небо;
- обратить внимание на то, что воздушная струя должна быть толчкообразной;
- не включать голос.
При произнесении мягкого “Ть” в альвеолы у верхних зубов упирается выгнутая спинка языка передней своей частью, а его кончик находится у нижних резцов.
Причинами того, что звук “Т” произносится неправильно, когда формирование речевого аппарата завершено, может быть нарушение мышечного тонуса органов артикуляции либо трудности при дифференциации с другими звуками.
Постановка звука “Т” поэтапно
Классическими приемами коррекционной работы в логопедии являются подготовительный этап, постановка звука, его автоматизация и дифференциация.
Подготовительный этап
На подготовительном этапе проводится артикуляционная разминка, чтобы подготовить к работе речевой аппарат.
Последовательно выполните такие упражнения:
На этом этапе важно также проделать дыхательные упражнения, чтобы при произнесении проблемного звука научиться регулировать силу воздушной струи:
Познакомьте ребенка с характеристикой “Т”:
Покажите на картинках слова с этой буквой, обратите его внимание, как она выглядит и как звучит:
Постановка звука “Т”
Есть несколько способов для логопедов, используя которые можно поставить “Т”:
- по подражанию;
- механический;
- от других звуков;
- артикуляционная гимнастика.
Давайте разберем каждый из них подробнее.
По подражанию
Покажите малышу перед зеркалом, как расположить язычок; продемонстрируйте, как толчками выходит воздух; акцентируйте его внимание на то, что голос при этом не образуется.
Спросите его: “Как стучат в дверь, когда хотят зайти? Правильно, тук — тук”.
Используйте иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука.
Для фонематического восприятия называйте слова с “Т”, пусть ребенок научится определять его на слух.
Для формирования кинестетического образа малышу будет интересно ощутить короткие воздушные толчки на своей ладошке при произнесении этого звука.
Механический способ постановки “Т”
Если произносить “Та”, положив язык между зубами, а в это время шпателем немного поднять верхнюю губу, то такой прием приводит к тому, что кончик языка занимает правильную позицию за верхними зубами и становится возможным правильное произношение.
Постановка “Т” от других звуков
“Т” можно поставить от “П”. Для этого попросите ребенка повторять “па-па-па”, держа широкий язык между губами. Теперь пусть он широко улыбнется, продолжая повторять то же самое. Вместо “П” слышится “Т”.
Чтобы поставить “Т” от “С”, нужно слегка прикусив язык, попытаться произнести “С”, а потом ритмично смыкать и размыкать зубы. Будет получаться звук “Т”.
Чтобы снять излишнее напряжение во время постановки и расслабить мышцы лица, можно помассировать их подушечками пальцев. А еще — вздохнуть, а потом выдыхая, сказать “Уфф” и улыбнуться:)
Артикуляционная гимнастика для “Т”
Целью артикуляционной гимнастики, как способа постановки звука, является укрепление мышц речевого аппарата, увеличение его подвижности, отработка нужного подъема языка, развитие его гибкости, освоение навыка им управлять.
Выполните комплекс, состоящий из следующих упражнений:
Автоматизация “Т”
Чтобы поставленный звук в повседневной речи звучал уверенно, его надо закрепить. Поэтому на этапе автоматизации его произношение отрабатывают в слогах, словах и предложениях.
Если с ребенком повторять слова, разучивать чистоговорки и стихи, отгадывать загадки, где есть эта буква, проговаривать скороговорки, читать тексты, играя, а не сидя за столом, то процесс освоения нужного звука пойдет значительно быстрее.
Повторяйте вместе с ребенком слоги:
Поиграйте в слова:
Прочитайте чистоговорки со звуком “Т”:
Постарайтесь выговаривать “Т” в скороговорках:
Отгадайте загадки на букву “Т”:
Объясните значение фразеологизмов на букву “Т”:
Повторите предложения:
Дифференциация “Т”
На этапе дифференциации у дошкольников развивается навык различать “Т” и созвучные ему “Д”, “К”, “Г”.
Уметь дифференцировать звуки — это значит, понимать отличие в артикуляции, фонематическом звучании, определять их местоположение в составе слова.
Здесь тот же алгоритм. Проблемный звук отрабатывается в паре с близким по звучанию в слогах, словах и предложениях.
Итак, прочитайте слоги:
Слоги “Та”, “Ка” есть в начале и в конце слов, назовите их:
Слова для дифференциации “Т”:
Вставьте нужную букву:
Прочитайте словосочетания и предложения:
Разучите стихи:
Попробуйте повторить без запинки:
А теперь задание для детей и взрослых — поиграйте в игры.
Как добраться к домику? Только отгадывая слова 🙂
Помогите бабушке и дедушке собрать картинки:
Точку ставить еще рано
Чтобы, уже имея в своем арсенале правильно поставленный звук “Т”, не продолжать говорить по привычке, ребенку нужна поддержка взрослых и мотивация. Находясь в кругу сверстников, так легко расслабиться и перестать контролировать себя.
Но зато как можно гордиться собой за то, что собственными усилиями, терпением, упорством смог одолеть непокорный звук. Не без помощи взрослых, конечно. 🙂
Теперь он звучит правильно. А малыш готов к новым свершениям!