Содержание
Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников и формирования коммуникативных навыков работает достаточно эффективно. При регулярных занятиях эта методика дает ощутимый результат у всех возрастных категорий и подходит даже для развития и коррекции речи детей дошкольного возраста.
Развитие речи через театрализованную деятельность
Маленькие дети активно развиваются. Согласно исследованиям бурный рост мозга наблюдается до 5 лет и потом идет на спад. Именно в ранний период закладываются все навыки, которыми потом человек пользуется всю жизнь. А значит в этом возрасте нужно уделить особое внимание на развитие ребенка.
Речь малыша не возникает самостоятельно, а формируется под влиянием взрослых. В ее становлении имеют весомое значение театрализованные игры.
Благодаря участию в актерских представлениях, дети проживают уникальный опыт и совершенствуют свои умения:
- развивают диалогическую речь, наполненную интонациями;
- стимулируют работу артикуляционного аппарата;
- учатся адаптации в социуме;
- усваивают последовательность событий и понимание логических процессов.
Также же за счет театрализованной деятельности у детей улучшается общее эмоциональное состояние. В момент проведения спектакля ребёнок вовлекается в глубину игры настолько, что проживает негативные эмоции, травмирующие неокрепшую психику малыша.
Театральная деятельность в детском саду
Исполнение актерских ролей вносит огромный вклад в развитие речи детей. По статистике, большинство дошкольников с удовольствием участвуют в постановках. Поэтому в детских образовательных учреждениях в воспитательную программу входят различные направления на основе театральных игр.
Различают следующие виды театрализованных представлений:
- Имитация. Ребёнок изображает уже существующих героев сказок. Тренируется передавать эмоции героев. Учится действовать по заранее спланированному сценарию.
- Импровизация. Задается общая тема игры. Остальное ребёнок продумывает сам. Выступает одновременно и актером, и режиссером, и сценаристом.
Посредством театральной деятельности развивается не только речь, а общие психические и умственные способности малыша. Он становится более наблюдательным, самостоятельным и выдержанным. Чаще проявляет фантазию и творческий подход в жизненных ситуациях.
Организация мастер-классов на развитие речи
Существует множество вариантов театральных постановок для детей. Обязательным условием в них является элемент игры. Их классифицируют в зависимости от используемых в них материалов.
Для воплощения представления потребуется соответствующий реквизит. А именно:
- Кукольный театр. Используются игрушки, куклы-марионетки, фигурки. В процессе игры ребёнок старается оживить своего героя и раскрывается эмоционально.
- Пальчиковый или перчаточный театр. В качестве героев выступают фигурки, которые надеваются на пальцы или куклы-перчатки. Такой вид стимулирует еще и мелкую моторику, потому что основная активность во время спектакля приходится на руки ребёнка.
- Картиночный театр. Постановка происходит с помощью бумажных иллюстраций и картонных героев. Малыш учится аккуратности и осторожности, обращаясь с хрупкими бумажными изображениями.
- Костюмированные спектакли. Дети переодеваются в героев. Тренируется координация движений, жестикулирование и мимика.
Участие в любом из этих типов представлений прорабатывает у ребёнка интонации и четкость звучания голоса. Малыш расширяет свой кругозор и становится более приспособленным к жизненным условиям. Поэтому театрализованная деятельность оказывает положительное влияние на всестороннее развитие дошкольников.