Постановка свистящих звуков, гимнастика для правильной артикуляции

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков — это неотъемлемая часть занятий при постановке фонем. Основной причиной в их неправильном произношении является нарушенная артикуляция звуков. Разберем, как поставить свистящие и закрепить их звукопроизношение.

Этапы постановки свистящих

Процесс формирования правильного звучания достаточно продолжительный. Успех в его реализации складывается из трёх звеньев: усердия ребенка, заинтересованности логопеда и поддержки родителей.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

Последовательно возрастающая нагрузка формирует четкую речь. При этом важна постановка звука С. Поэтапно задания выполняют в следующем порядке:

  1. Подготовка артикуляционного аппарата.
  2. Постановка фонем.
  3. Автоматизация произношения звуков.
  4. Дифференциация звуков.

Остановимся на каждом этапе и разберем его основные положения.

Подготовка артикуляционного аппарата

Ознакомительное занятие начинается со знакомства родителя и ребенка с логопедом. Он рассказывает примерный план занятий, свои требования и обозначает срок, по достижению которого хочет получить результат.

На этом этапе прорабатывают артикуляцию свистящих звуков. Правильная артикуляция звуков С, З для детей представлена на картинках:

Арт профиль с, з

Артикуляционная характеристика свистящих

Постановка фонем

Приемы постановки свистящих звуков у детей:

  • По принципу подражания. Дети учатся говорить, подражая речи взрослого, занятия проходят в игровой форме.
  • От мягкого Сь. Часто ставят сложный С от более простого Сь. Мягкий Сь дается детям проще глухого твердого С. В видео показана постановка C от от мягкого Cь:

  • При помощи зонда. Его используют как для постановки, так и для исправления смягчения С. Специальное приспособление зонд кладут в межзубное пространство. Ребенок старается при этом произнести С. Затем, когда язык привыкнет к нужному положению, зонд не используют.
Читайте также:  3 этапа постановки шипящих звуков с помощью артикуляционной гимнастики

Зонд для постановки свистящих

  • Исправление артикуляционного уклада. Речевые ошибки возможны, если голосовой аппарат недостаточно развит и не готов к речевой нагрузке. Исправить проблемы можно при помощи комплекса артикуляционных упражнений.

Какие бывают речевые упражнения на свистящие? Вот несколько примеров:

  1. Статические упражнения:
    1. “Лопатка”. Расслабленный язычок располагается на нижней губе широко раскрытого рта. Удерживаем его в таком положении.
    2. “Горка”. Язычок ставим за нижние зубы. Середина языка выгибается вверх, образуя бугорок, горку.
    3. “Трубочка”. Выставляем язык наружу. Боковые края тянутся навстречу друг другу, сворачиваясь в трубочку.
    4. “Заборчик”. Зубы вместе, широко улыбаемся. Зубки в ряд похожи на забор.
  2. Динамические упражнения:
    1. “Непослушный язычок”. Исходное положение, как в упражнении “Лопатка”. Верхняя губа касается (шлепает) язычка, как будто наказывает его. При этом приговариваем:“Пя-пя-пя”.
    2. “Чистые зубки”. Широко улыбнувшись, откроем зубки. Теперь язычок повторяет движения зубной щетки, плавно скользит по поверхности зубов. Слева направо, снаружи и внутри.ъ
    3. “Ворота”. Открываем, закрываем заборчик.Открываем и закрываем рот из положения упражнения “Заборчик”.

Речевая гимнастика для свистящих звуков для подготовки органов артикуляционного аппарата должна выполняться ежедневно. Постоянные тренировки позволят сделать мышцы речевого аппарата сильнее, что отразится на качестве речи.

Автоматизация произношения звуков

Новый звук в речи обязательно нужно закрепить. Мы не задумываемся о том, как говорим. Процесс артикуляции совершается механически. Это и называется автоматизацией речи. Закрепление звука С и З в словах проходит поэтапно: его начинают со слогов, затем — в словах и постепенно переходят к предложениям.

Прочтите ребенку скороговорки на свистящие и шипящие, постарайтесь их запомнить вместе с ним.

Скороговорки на свистящие

Скороговорки свистящие звуки

Скороговорки свистящие

Скороговорки для развития свистящих

Дифференциация звуков

Завершающий этап — различение звуковых фонем. Фонематический слух отвечает за способность выделить звук в слове. Просим называть (выделять) звуки, стоящие в начале и в конце слова. Это важно для дальнейшего обучения грамоте, введению понятия гласных и согласных, для разбора состава слова.

Читайте также:  Звукоподражание или живой русский язык: нужно ли подражание звукам

Дифференциация звуков С, Ш в стихах представлена на картинках:

Дифференциация С Ш

Назови слова с картинки

Дифференциация звуков С, З: на видео показана постановка звука с самостоятельно.

Важно! Этапы постановки даны от простого к сложному. Никогда не спешите, начинайте новый этап при полной автоматизации предыдущего.

Не накапливайте проблемы. Работать с одним звуком проще, чем исправлять несколько.

Мы разобрали как проходит постановка звука С. Конспект индивидуального занятия с картинками может использоваться как логопедом, так и при домашних занятиях.

Какие проблемы вызывает неправильное звукопроизношение

Хорошая дикция зависит от качества произносимых звуков. Среди них нет главных. Отсутствие хотя бы одного из них приводит к искажению речи. Если вовремя не исправить речевые ошибки, то это может стать причиной серьезных нарушений речи. А они приводят к следующим недостаткам произношения у учащихся:

  • Возникают ошибки в написании слов. Заменяют буквы или пропускают. Снижается грамотность письма.
  • Чтение дается с большим трудом. Дети не понимают, что прочитали. Не могут ответить на вопросы о прочитанном тексте.
  • Плохо воспринимают информацию на слух.
  • Происходит искажение свистящих звуков — сигматизм. В данном случае С, Ц напоминают Ф. З похож на В. Также слышится не свист, а шум (Т или Д), или шипение. Эти проблемы возникли из-за неверно сформированного речевого уклада звуковых фонем. Их трансформация происходит путем постановки звуков специалистом.
  • Заменяют свистящие звуки — парасигматизм. В основе этого лежит фонематический дефект. Технология коррекции парасигматизма основана на развитии фонематического слуха. Постановка верного артикуляционного уклада свистящих, автоматизация их в речи — вопросы, которыми в данном случае, должен заниматься только специалист.

Заключение

Только самоконтроль и правильная мотивация способны сделать занятия продуктивными. Ставьте перед ребенком небольшие цели. Хвалите и поощряйте за каждую небольшую победу.

Важно! Непрерывные занятия с логопедом и повторение дома, являются неотъемлемой частью при работе над звукопроизношением. Педагог лишь направляет ребенка, дает задания для домашней работы.

Логопедические упражнения должны стать не испытанием, а любимым занятием. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок относился к ним как к игре. Не боялся и не избегал их.

Читайте также:  Артикуляционный аппарат: устройство и строение речевого аппарата

Ваш позитивный настрой и родительская вера способны сотворить то, что поначалу кажется невозможным. Ваш ребенок способен развить хорошую дикцию. Вы вместе придете к своей цели.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector