Содержание
Нарушение речи — это распространенное на сегодняшний день явление среди детей и взрослых. В любых своих проявлениях оно осложняет жизнь человека, создавая трудности от психологического дискомфорта при общении до серьезных ограничений в социальной адаптации.
Какие речевые нарушения встречаются у детей и взрослых, причины и условия их возникновения, методы коррекции и предупреждение — об этом и поговорим.
Но сначала дадим определение этому явлению.
Что такое нарушение речи
Нарушение речи — это обобщенное понятие любого отклонения от нормы речевой деятельности человека.
Проявления его самые разные — неправильная артикуляция, неверное слуховое восприятие речи, искажение ее ритмичности, а также полное или частичное отсутствие вследствие тяжелых нарушений деятельности центральной нервной системы.
Отсутствие свободы в общении, помехи при адаптации в социуме и разного рода психологические проблемы — результат неполадок и проблем в речевой сфере.
Специальная наука, изучающая дефекты речи, способы их предупреждения и коррекции, — это логопедия.
Вот как она классифицирует нарушения речевой функции.
Современная классификация речевых нарушений
Различают две типологии речевых нарушений, построенных по разным признакам: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.
Клинико-педагогическая классификация
Согласно клинико-педагогической классификации речевые нарушения группируются по характеру их проявления, по причине возникновения, а также подразделяются для устной речи и письменной.
Краткая характеристика их основных видов приведена в таблице:
Психолого-педагогическая классификация
Психолого-педагогическая классификация построена для организации действенной работы по коррекции дефектов речи.
Ее основными звеньями являются:
- ОНР — так называется в специальной психологии общее недоразвитие речи — ее расстройство при полноценном слухе и интеллекте
- ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушенное звукопроизношение при нормальном слухе и умственных способностях
- нарушенная коммуникация — заикание
При патологиях речевой деятельности, слуха и нарушенном интеллекте имеет место «системное недоразвитие речи», сопровождающее такие заболевания как ДЦП, синдром Дауна и др.
Расстройства речи, как результат сбоя в работе организма в целом, являются предметом изучения и воздействия не только в логопедии, но и в психологии, неврологии, хирургии.
Каковы же причины, по которым нарушается слаженная деятельность организма и возникают речевые патологии?
Причины и виды расстройств речи
Причины первичных речевых отклонений у дошкольников достаточно разнообразны.
Среди них:
- внутриутробные патологии, травмы и перенесенные инфекционные болезни во время беременности;
- травмы во время родов, асфиксия, недоношенность;
- генетическая предрасположенность, когда случаи нарушения речи есть в семье;
- серьезные заболевания первых лет жизни, например, менингит, воспалительные процессы, приводящие к снижению или потере слуха, травмы;
- неблагоприятная атмосфера в семье, когда ребенок лишен заботы и любви; отсутствие или ограниченность эмоционального и речевого общения; педагогическая запущенность;
- врожденные или приобретенные дефекты органов артикуляции.
Причинами возникновения отклонений речи у взрослых являются тяжелые болезни, стрессы, а также речевые дефекты, оставшиеся с детских лет.
Речевые нарушения бывают двух видов:
- органические, которые возникают вследствие поражения органов, например, при черепно-мозговых травмах;
- функциональные, когда нарушается функция речи, например, при психоэмоциональных перегрузках.
Механизм расстройства речевой деятельности — это сложный процесс. Поэтому при диагностике тщательно изучаются причины возникновения дефектов, определяется их вид и степень тяжести на основании существующих классификаций, проводится обследование всех сторон речи, чтобы поставить точный диагноз и назначить лечение. Одновременно выясняется необходимость в специальном обучении дошкольников с тяжелыми нарушениями речевой деятельности.
Лечение и коррекция речевых нарушений
Речевые патологии, кроме медикаментозного лечения, необходимого при тяжелых формах, эффективно корректируются логопедическими упражнениями, массажем, дыхательной гимнастикой, иглоукалыванием, физиопроцедурами, использованием методик для восстановления психоэмоционального состояния.
Значительная роль в реабилитации больных с нарушениями речи отведена логопедическим методам коррекции.
Это:
- упражнения голосовые, дыхательные, артикуляционные, речевые, для развития крупной и мелкой моторики;
- использование наглядных средств, таких как картинки, иллюстрации, рисунки, кинофильмы, аудиозаписи;
- словесное воздействие — чтение, беседа;
- логопедический массаж;
- творческие занятия — песочная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия, цветотерапия.
Расстройства речи не лучшим образом сказываются на состоянии других психических функций. Дети с речевой патологией, особенно в тяжелой ее форме, отличаются невнимательностью, неуклюжестью, неповоротливостью. Они обидчивы, не уверены в себе, избегают общения, агрессивны и остро нуждаются в помощи и заботе.
Как предупредить возникновение подобных нарушений в работе детского организма?
Профилактика речевых нарушений
Вот основные шаги, которые можно сделать для избежания нарушения речи у детей:
- Профилактические осмотры детей дошкольного возраста у психоневролога, окулиста, оториноларинголога, логопеда, стоматолога, дают возможность выявить дефекты речевого развития в самом зачатке, когда шанс успешной коррекционной работы значительно выше.
- Активное эмоциональное и речевое общение с первых дней жизни ребенка — необходимое условие его правильного развития. Проявляйте интерес, симпатию, нежность, дружелюбие, умиление, радость, любовь. И разговаривайте. А еще пойте колыбельные. Душевное общение — это наилучшая профилактика от любых болячек.
- С малышом постарше занимайтесь пальчиковой гимнастикой. Выполнение определенных действий пальцами рук внешне выглядит, как игра, но в это время в организме запускаются сложнейшие процессы, которые формируют будущую речь вашего крохи. Массаж пальчиков и ладошек под любимый стишок создает образы, прививает чувство ритма, тренирует память, поднимает настроение. По мере взросления детки с удовольствием закручивают крышки, лепят, конструируют, складывают мозаику, рисуют, пересыпают крупы, застегивают молнии и замочки. Эти занятия для мелкой моторики способствуют развитию речи.
- Занятия артикуляционной гимнастикой делают подвижными язычок, щечки, губки и помогают предотвратить нарушение речи у детей. Ее желательно выполнять регулярно, от простых упражнений к сложным. Для того, чтобы ребенку было понятно, где должен находиться язык при произношении того или иного звука, как открывать рот и надо ли вытягивать губы, лучше заниматься перед зеркалом.
- Дыхательная гимнастика, разумеется, в форме игры, тоже не менее полезна. Мыльные пузыри, игры на дудочке или губной гармошке, бульканье через соломку в стакане с водой, надувание шаров помогают сформировать навык регулировать поток воздуха, увеличивать продолжительность выдоха, дышать равномерно.
- Читайте сказки, стишки, потешки, скороговорки. Разыгрывайте сценки, спектакли. Сочиняйте сценарии. Учите наизусть стихи. Разгадывайте загадки. Играйте в словесные игры.
- Гуляйте, по возможности, на природе — в лесу, сквере, парке. Замечайте, как живут насекомые, обращайте внимание на краски вокруг, наблюдайте за облаками. Общение с природой раскрепощает, обогащает эмоции, снимает мышечные зажимы, убирает страхи, воспитывает открытость и доверие миру.
- Обеспечьте ребенку благоприятную и доброжелательную атмосферу дома. Помогайте ему правильно проходить стрессовые ситуации. Воспитывайте у него желание помогать, заботиться, сопереживать и обязательно верить в себя, отстаивать свою точку зрения, договариваться, идти на компромисс.
Давайте постараемся сделать все, что в наших силах, чтобы избежать проблем с речью у наших детей.
Ответы на вопросы
А вот несколько вопросов с ответами на них по теме нарушения речи у детей:
Обобщая сказанное
Нарушения речи существуют столько же, сколько и человеческое слово. И во времена Гиппократа лечили потерю голоса, заикание, косноязычие. Современная медицина, несомненно, ушла далеко вперед в лечении речевых расстройств. Но и статистика не радует: людей с речевыми патологиями с каждым годом становится все больше.
Очень уязвимы дети дошкольного возраста, чьей несформировавшейся психике трудно справиться с интенсивным потоком информации.
Но все поправимо! Эффективность коррекционной работы зависит от многих факторов. Прежде всего это дружный тандем родителей, педагогов и медиков. А еще — упорство и вера в успех.