Содержание
ОНР — это сокращенное обозначение широкого спектра речевых патологий у детей. Оно означает «общее недоразвитие речи» и вызывает много тревоги у родителей.
О том, что это за диагноз в логопедии, об особенностях детей с ОНР, а также о методах лечения рассказывает наша статья.
Определение ОНР
Общее недоразвитие речи — это нарушение всех языковых компонентов: произношения, словарного состава, грамматической системы и связности речи, при нормальном уровне слуха и интеллекта.
Отличительные признаки детей с ОНР — это не только нарушенная речь, но и такие особенности психики, как агрессивное поведение, заниженная самооценка, тревожность, беспокойство, трудности в общении.
ОНР сопутствует таким патологическим состояниям, как
Классификация ОНР
Общее недоразвитие речи бывает трех видов:
Кроме разграничения по клиническим проявлениям это заболевание дифференцируется по степени выраженности и делится на уровни.
Различают 4 степени, или уровня, недоразвития речи:
1. ОНР 1 степени — это отсутствие связной речи;
2. ОНР 2 степени — начало фразовой речи, ответы на вопросы;
3. ОНР 3 степени — формирование связной речи;
4. ОНР 4 степени — связная речь с недочетами в произношении и грамматике.
ОНР — это всегда поздние, в 3-4 года, первые слова и бессвязная речь, а также, как следствие, невнимательность, плохая память, незаинтересованность в познании нового и даже нарушенная координация движений.
Не стоит волноваться, если в два года ваш малыш только пытается связывать понятные, но не очень отчетливо звучащие, слова в предложения. Он с удовольствием слушает, как вы с ним разговариваете, и отвечает вам. Это не ОНР.
Речь дошкольников с ОНР выглядит по-разному — это зависит от степени недуга.
Чтобы успешно провести коррекцию дефектов и обрести способность говорить внятно и грамотно, необходимо определить уровни речевого развития.
Характеристика уровней ОНР
Так выглядит речевая функция по уровням.
1 уровень ОНР
Для первого уровня характерны:
- активный словарь состоит из лепетных слов и звукоподражаний;
- из них строятся фразы («ись ди» — киса сидит);
- выговаривание невнятное и искаженное;
- звуки трудноразличимы, составление слов из них затруднено или невозможно;
- смысл фраз малопонятен;
- многозначность, когда одним словом обозначаются несколько («па» — спать, подушка, кровать);
- активная жестикуляция и мимика.
2 уровень ОНР
Второй уровень характеризуется следующими проявлениями:
- построение простейших предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов;
- произнесение звуков нечеткое, замена одних другими, неумение их объединять в целое слово;
- ошибки в грамматике — неправильные окончания, неуместные предлоги, несогласованность частей фразы между собой («дай оська» — дай ложку);
- малопонятные по звучанию слова («итоти» — цветочки, «атика» — картинка);
- увеличение активного и пассивного словаря;
- улучшение произношения.
3 уровень ОНР
Характеристики третьего уровня:
- активное построение фраз и несложных предложений;
- лексикон заметно расширен, использование глаголов и существительных преобладает над другими частями речи, неточное по смыслу обозначение предметов («стул» — табуретка, кресло, скамейка, стул);
- первые навыки в словообразовании (мяч — мячик), однако, построение прилагательных от существительных затруднено (яблоко — яблочный) также, как и употребление приставочных глаголов (сел — присел);
- звукопроизношение с меньшим количеством дефектов;
- грамматика все еще «хромает» — неверное применение окончаний, несвязность слов (два ложки, белый цветы);
- замена и перестановка отдельных звуков («конвета» — конфета, «кобалса» — колбаса).
4 уровень ОНР
Описание речи, характерной для этого уровня ОНР:
- обширный словарь;
- сложности с воспроизведением труднопроизносимых слов;
- распознавание звуков недостаточно отчетливое;
- негрубые ошибки в словообразовании в виде перестановки и замены слогов;
- наличие лексических ошибок, когда используются близкие по значению слова («девочка чистит посуду» — девочка моет посуду), путаница в признаках («большой забор» — высокий забор);
- грамматически неправильное употребление падежных окончаний («рисую желтым краском», «услышали лай собаков»);
- трудности в изложении мыслей — повторение уже сказанного, излишнее внимание к деталям, основная мысль уходит на второй план.
Лечение ОНР предусматривает не только определение уровня, к которому по своему речевому развитию относится ребенок, но и выявление причин появления заболевания.
Причины ОНР
Провоцирующие ОНР причины, в основном, относятся к периоду беременности и родов, и первых лет жизни ребенка. Именно они вызывают тяжелые формы недуга.
Социальные причины не менее важны. Это и дефицит общения, и проживание с глухими членами семьи, и недостаток внимания к ребенку в семье, и неблагоприятные условия, в которых он живет и воспитывается.
Как лечить это заболевание, какие меры предпринимать для восстановления речевой функции?
Лечение ОНР
Коррекция звукопроизношения при ОНР начинается с посещения логопеда, который изучает данные обследования маленького пациента у педиатра, психолога, невролога и других специалистов, обстоятельно беседует с родителями о том, как развивается речь дошкольника.
В ходе последующей диагностики выявляется способность ребенка к связной речи, ее грамматическое состояние, звучание и лексический запас. И что важно — у детей с ОНР обязательным является диагностирование всех психических процессов, например, слухоречевой памяти.
Далее врач составляет логопедическую характеристику, где подробно описывает состояние речевых функций ребенка, выносит заключение о степени ОНР и его клинической форме.
Логопедическая характеристика ребенка 5 лет с ОНР 3 уровня выглядит примерно так:
Степень выраженности речевого недоразвития определяет, какая коррекционная работа должна быть проведена.
Ее задачами являются:
При 1 уровне ОНР с детьми занимаются индивидуально или в небольших подгруппах из-за особенностей их психики. В силу того, что они могут не понимать речь в полном объеме, уроки проходят в игровой форме с участием сказочных персонажей.
Эти занятия расширяют кругозор, развивают самостоятельную речь на основе подражания, а также внимание, память, мышление. Звукопроизношение на этой стадии не столь важно, как правильное выстраивание словоформ, употребление предлогов и окончаний.
Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение.
Дети овладевают навыками правильного употребления существительных в уменьшительно-ласкательной форме, координации различных частей речи между собой (зеленое яблоко, много яблок, два яблока; я стою, он стоит, они стоят). Работа над произношением исправляет ошибки при замене одних звуков другими, пропуске их и перестановке, а также улучшает звучание.
В коррекционной работе с детьми 3 уровня делается акцент на развитие навыка связной речи. Совершенствуются лексика, фонетика и грамматика.
Дети учатся определять оттенки основных цветов, образовывать прилагательные от существительных (хлебный, деревянный, лимонный), использовать в своей речи приставочные глаголы (пришел, зашел, ушел), обращать внимание на окончания в словосочетаниях. Словарный запас пополняется тематически, например, «одежда», «продукты питания», «игрушки» и т.д. Продолжается работа по улучшению звукопроизношения.
4 уровень является заключительным этапом реабилитационных мер по восстановлению речевой функции, после которого речь ребенка уже соответствует норме, и он готов к обучению в школе. Все привитые навыки развиваются. Правила грамматики, лексики и фонетики активно используются при построении фраз и предложений.
Особое внимание уделяется употреблению синонимов (радостный — счастливый — веселый — задорный) и слов с переносным значением (золотые руки, каменное сердце, волчий аппетит), которые придают богатство речи. Дети переходят к освоению чтения и письма.
Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша.
Что можно сделать еще
Если в вашей жизни есть ребенок с диагнозом ОНР, особенно в тяжелой его форме, — не отчаивайтесь. Это тот случай, когда «терпение и труд все перетрут».
Да, надо много времени, много сил физических и душевных, но результат обязательно будет. Это заболевание поддается лечению, пусть даже ценой не одной тысячи маленьких шажков.
Ваше внутреннее состояние спокойствия, твердой уверенности в благоприятном исходе и неиссякаемое душевное тепло — это то, чем вы можете поделиться с маленьким человеком, и что придаст ему силы справиться со своим недугом.