Содержание
Ребенок не говорит в 4 года. Почему так бывает? Как помочь?
О нормах развития речи в этом возрасте, причинах их нарушения и о том, как помочь ребенку, который плохо говорит в 4 года, мы постараемся разобраться в этой статье.
Речь ребенка в 4 года
Что должен уметь ребенок в 4 года?
В этом возрасте продолжается активное речевое развитие. Словарный запас стремительно растет. Словотворчество, сочинительство историй, рифмование слов — это тоже творения четырехлеток. Дети с удовольствием рассказывают о том, что они видели, что делали, делятся своими впечатлениями о произошедших в их жизни событиях.
Не спадает и познавательная активность. Любознательные почемучки интересуются внутренними связями явлений: “Почему сверкает молния?” или “Почему появляется радуга?”
Сказки становятся особенно любимыми, так как дают представления о добре и зле. Основываясь на этом, ребенок размышляет о поступках: своих и окружающих людей. В этом возрасте высока потребность в общении со сверстниками, при котором происходит обмен мнениями, демонстрирование своих навыков, поиск взаимопонимания.
Отсутствие речи у ребенка 4 лет
Если психически здоровый ребенок не разговаривает в 4 года или развитие его речи не соответствует возрастным нормам, ставится заключение — задержка речевого развития.
Что делать? Выявляем причины:
Заболевания и травмы головного мозга, нарушение слуха, наследственная предрасположенность, неблагополучие во время беременности и родов у мамы, влияние стресса и невостребованность речи — вот основные причины того, почему ребенок не говорит в 4 года.
Как это может выглядеть? Вот так:
- произнесение непонятных слов;
- непонимание того, что говорят взрослые;
- темп речи чересчур быстрый либо слишком медленный;
- использование в речи услышанных простейших фраз;
- неумение составлять сложные предложения.
Комплексное обследование ребенка — это то, что нужно сделать обязательно:
При своевременно начатом лечении с привлечением квалифицированных специалистов и активном участии родителей можно надеяться на успешный результат.
При необходимости малышу будет назначено медикаментозное и физиотерапевтическое лечение.
Роль родителей ребенка с речевыми проблемами трудно переоценить. Это и много внимания, и максимум общения, и вера в его успех. При таких вложениях вопрос: “Будет ли он говорить?”, как правило, даже не стоит!
Как помочь ребенку, который не хочет говорить в 4 года
В чем может заключаться помощь? Что можно и нужно делать? Вот несколько рекомендаций родителям:
- Обеспечьте дома атмосферу уюта и тепла. Берегите психику малыша — не выясняйте отношения в его присутствии, исключите ссоры, крики. Доброжелательность друг к другу, желание помочь создадут здоровый микроклимат в семье и станут надежным тылом в преодолении жизненных трудностей.
- Разговаривайте с ребенком; комментируйте все свои действия; рассказывайте, почему вы решили приготовить на обед именно такое блюдо; обращайте его внимание на то, что происходит вокруг; делитесь с ним своим настроением, своими мыслями; спрашивайте, что он сегодня возьмет с собой на прогулку (ведерко для куличей, машинку или мыльные пузыри) и почему; интересуйтесь его мнением по поводу того, как вы сегодня выглядите:)
- Бывайте на природе, смотрите, как меняют свою форму облака, слушайте многоголосье птиц, наблюдайте за трудолюбивыми муравьями, отпускайте с ладошки взлетающих божьих коровок, пробуйте на ощупь древесную кору, любуйтесь радугой.
- Выполняйте ежедневно упражнения для развития мелкой моторики. Таким образом стимулируются те отделы головного мозга, которые отвечают за речь. Для этого подойдут все занятия, где активно работают пальчики рук. Например, шнуровка, мозаика, конструирование, лепка, рисование, застегивание пуговиц и молний, перекладывание круп или макарон, составление пазлов.
- Практикуйте артикуляционную и дыхательную гимнастики. Они являются неотъемлемой частью работы по коррекции речи.
- Научитесь простейшим приемам логопедического массажа. Он нормализует мышечный тонус речевых органов, формирует координацию и увеличивает амплитуду артикуляционных движений. Например, похлопывание подушечками пальцев по губам, щекам, подбородку, либо растирание щек круговыми движениями.
- Занимайтесь логоритмикой, когда движения нужно делать под музыку или совмещать с речевым материалом. Вашему малышу наверняка понравится топать ножками, хлопать в ладоши под музыку или имитировать движение поезда под стихотворение.
- Читайте сказки, стишки, потешки, детские рассказы. Рассматривайте иллюстрации. Сочиняйте свои сценарии. Придумывайте собственные финалы прочитанных историй. Вовлекайте в этот процесс малыша, хотя бы просто эмоционально:)
- Организовывайте общение со сверстниками. Пусть это будет только нахождение среди них, если у ребенка нет настроения открыто взаимодействовать с кем-либо.
- Попробуйте альтернативные методы лечения — иппотерапию, дельфинотерапию, если у вас есть такая возможность. Они дают хорошие результаты, благотворно воздействуя на психику ребенка, стимулируя развитие мелкой и крупной моторики, обучая коммуникативным навыкам.
- Наберитесь терпения, настройтесь на долгосрочную работу, не ждите быстрых результатов, чтобы не допускать раздражения в общении с ребенком. Организуйте свое время так, чтобы вы всегда были в ресурсном состоянии. Это нужно для того, чтобы помочь своему малышу.
1. Артикуляционная гимнастика
2. Игра “Забей мяч в ворота”
3. Упражнение “Звуковая ромашка”
4. Упражнение “Что делала Алла?”
5. Игра “Что где растет?”
6. Упражнение “Составление рассказа”
В заключение хочется пожелать
Нам всем сейчас не хватает времени. Живя в таком стремительном ритме, мы находимся в постоянном напряжении. Речевые проблемы у детей, имеющие сегодня такую актуальность, обусловлены во многом именно современным образом жизни.
Вашему малышу 4 года, и он не разговаривает? Делайте все, что в ваших силах, с максимальной отдачей. Используйте все возможности, пробуйте все варианты.
И не теряйте веры в успех, потому что она, пожалуй, одна из самых важных составляющих этого успеха!