Содержание
Постановка звука «Д» важна не только для чистой речи малыша, но и для восприятия им окружающего мира в целом. Ведь когда ребёнок постоянно ошибается в звуках и заменяет один на другой, в его голове происходит точно такая же путаница. Это чревато развитием дислексии и дисграфии, и, как следствие, неуспеваемостью в учебе и затруднениями при выборе профессии.
В раннем детстве неправильное произношение исправляется быстрее и эффективнее, чем у школьников. Автоматизация звука «Д» прививается постепенно через регулярные занятия.
Диагностика произношения «Д» у дошкольников
Артикуляционный аппарат у маленьких детей еще недостаточно развит, из-за этого возникают сложности с выговариванием. Дети путают буквы Д и Т, Д и Б, Д и Г, искажают звучание или не умеют выговаривать звуки совсем.
Речевые навыки закладываются в возрасте от 2 до 5 лет. После этого периода разговор ребёнка приобретает уверенный характер и переобучение происходит сложнее. Поэтому важно своевременно выявить сложности в произношении и поработать над их устранением.
Диагностику дома можно провести следующим образом:
- Показать ребёнку картинки, на которых изображены слова с проблемными буквами: торт, тигр, телефон, туча, тележка, дыня, дорога, дети, дерево, домик, белка;
- Пусть малыш повторяет за вами слова, в которых есть буква «Д»;
- Также можно попросить его найти из предложенных картинок те, которые называет взрослый.
С помощью этого нехитрого тестирования вы определите, в каких словах у малыша четко произносится «Д», и путает ли он звуки на самом деле. После этого можно обратиться к логопеду или начинать тренировки самостоятельно.
Как поставить произношение буквы «Д»
Звук «д» является переднеязычным, звонким, согласным и твёрдым. Для его артикуляции язык прижимается к нёбу и верхним передним зубам. Если малыш не умеет это делать, то потребуется подготовительный этап для того, чтобы научить говорить «д». Для начала нужно укрепить язычок ребёнка.
Есть специальные упражнения:
- Необходимо взять зеркало и показывать ребёнку положения губ и языка при произношении звука «Д» в разных словах. Например, «Даша думает».
- Малыш должен водить языком в разные стороны, так чтобы эти движения напоминали тиканье часов.
Когда ребёнок освоит новые навыки, можно приступать к увеличению нагрузки. Давать задания посложнее и вместе с ним практиковаться в произношении.
Задания для постановки звука «Д»
Существуют специальные упражнения, с помощью которых можно успешно заниматься в домашних условиях. Для лучшего результата рекомендуется выполнять сразу комплекс заданий, чередовать их между собой и не останавливаться на каком-то одном.
Эффективной на практике себя показала следующая подборка артикуляционной гимнастики:
«Улыбка». Ребёнку необходимо сомкнуть зубы и как можно шире улыбнуться, тем самым растягивая губы к ушам. В таком положении нужно находиться около 7 секунд.
«Наказание язычка». Нужно верней губой постучать по языку, повторяя слог «пя» быстро.
«Лопатка». Вытащить широкий язык и положить его на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Здесь нужно внимательно следить, чтобы губа не напрягалась, а язык не дрожал.
«Задувание свечи». Следует сложить губы трубочкой и сделать сильной выдох, чтобы погасить свечу.
«Мячик в ворота». Ребёнок должен построить ворота их кирпичей или конструктора. Затем скатать шарик из ваты и пытаться задуть его в ворота. Эта и пятая задачи направлены на создание правильного выдоха, благодаря которому развивается произношение звуков.
«Фырканье лошади». Изобразить полоскание зубов, надувая поочередно верхнюю и нижнюю губы. Затем имитировать фыркающие движения губ.
Постановка звука «Д» слабослышащим детям
Детей с незначительными отклонениями в слухе, которые не выговаривают букву «Д», обучают немного по другой методике. Главное, чтобы ребенок слышал и понимал свою речь. Для этого проводится предварительное постановочное занятие, на котором малышу показывают правильное произношение.
Существует 2 способа:
- По подобию. Объяснить ребёнку на примере, что артикуляция «д» и «т» отличается вибрацией голосовых связок. Для этого руку малыша прижать к гортани взрослого во время произношения звуков.
- Механически. Попросить ребёнка произнести звук «б» с просунутым между губами языком, в этот момент чистой ложкой или специальным шпателем надавливают на кончик языка и отодвигают его к верхним резцам.
После того, как ребёнок усвоит разницу в звуках, можно начинать тренироваться по общей схеме. Но для слабослышащих детей лучше упражняться перед зеркалом, чтобы занятия имели наглядный эффект.
Дифференциация звука «д» и «т» в слогах и словах
После первичной постановки звука важно, чтобы малыш их мог различать в речи самостоятельно. Для закрепления этого навыка тоже разработаны специальные упражнения. Они помогут ребёнку понимать твёрдый и мягкий звуки «д» и «дь», «т» и «ть», которые малыши чаще всего путают.
Упражнения на дифференциацию для дошкольников состоят из следующих заданий:
- Повторение слогов. Например, та-да тя-дя то-до дё-те де-те ту-ду дю-тю ды-ты ты-ды и так далее.
- Сравнение пары слов по смыслу и звучанию. Дом-том, плоды-плоты, дачка-тачка, тропинка-дробинка, Таня-Даня.
- Физкультминутка с повторением слов.
- Отгадывание загадок, ответами на которые будут слова с буквой «д».
Также существует игра, в которой ребёнок должен придумать предложения. Вы даёте ему вспомогательные слова, а он составляет предложение. К примеру, так:
Для дифференциации звуков можно использовать практически любые стихотворения, ведь буквы «д» и «т» используются часто. Например:
Автоматизация в словах и слогах
Процесс автоматизации подразумевает отработку навыка. Это заключительный этап упражнений на пути к чистому произношению. Ребенок уже умеет правильно произносить звуки и различает их в речевом материале. Остается только закрепить знания.
Для этого хорошо подходят различные поговорки, скороговорки и пословицы с буквами «д» и «т».
Ниже представлены примеры для автоматизации:
- Даша и Даня идут в детский сад.
- Дети делят дыню.
- Давай в гости ходить друг к другу: сперва ты меня позовешь, а потом я к тебе приду.
- Дело заделано, надо доделывать.
- Не буди медведя – обидит.
- Не делю, Люда, неделю.
- Ехал в санках Дёма к дому. Повстречала дрёма Дему, одолела Дёму дрёма, дремлет Дёма возле дома.
- На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора. Не вместит дров двор. Выходи, дроворуб Дрон. Надо дрова выдворить, на дровяной двор выставить.
- Дед Данило делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.
- У дяди Федора дом в деревне, а у Гудвина – в городе.
Также для автоматизации звуков можно использовать чистоговорки, содержащие «д» и «т».
А именно:
Да-да-да, да-да-да — не ходи, Вадим, туда!
Ду-ду-ду, ду-ду-ду — все равно туда пойду.
Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты ж одетый, не ходи!
Да-да-да, да-да-да — ой! Холодная вода!
Де-де-де, де-де-де — вот беда! Вадим, ты где?
Ды-ды-ды, ды-ды-ды — только слышно из воды.
Дети с любопытством реагируют на подобные задания в игровом формате. Они вовлекаются и легко усваивают информацию.
Чем интереснее подача материала по постановке и закреплению звуков, тем лучше ребёнок запоминает правила.
Терпение и труд всё перетрут
В заключение хочется сказать, что при системном подходе ребёнок обязательно освоит правильное произношение звуков. Невозможно точно предположить, сколько времени потребуется для успешного завершения занятий по постановке и автоматизации звука «Д». Это зависит от особенностей растущего организма малыша. Но все приложенные усилия по коррекции речи однозначно окупятся сторицей, и ребенок начнет произносить звуки более четко и уверенно.